Как прокормить быстрорастущее население Земли? Эту нелегкую задачу попытались решить ученики из СОШ № 5.
14 апреля в рамках Года науки и технологий в школе прошел семинар-практикум «Использование новейших методов биологии и селекции». Ребята из 10-А класса химико-биологического профиля рассматривали новые методы селекции, выступали с докладами об ученых, внесших значительный вклад в данное направление науки, а также провели эксперимент с растениями.
Учитель биологии Валентина Семчишина отметила, что цель занятия – познакомить старшеклассников с профессиями, востребованными в сельскохозяйственной отрасли, а также научными возможностями в данной сфере.
– Стране нужны не только растениеводы, агрономы, но и ученые, которые найдут пути получения высококачественного продовольствия, – отметила педагог.
В ходе урока школьники рассказали своим сверстникам о методах селекции; о выдающемся советском биологе-селекционере и создателе многих современных сортов плодово-ягодных культур Иване Мичурине; о русских ученых, внесших значительный вклад в изучение биосферы Земли – Клименте Тимирязеве и Владимире Вернадском. Была презентация и о современных методах генной инженерии: знаменитой клонированной овечке Долли, трансгенных и генномодифицированных животных и растениях.
О сегодняшних современных технологиях модификации живых организмов директор НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук сказал: «…Уровень науки стал таков, что мы вторглись в то, что было уделом Бога». Возможно, столь захватывающие перспективы вдохновят современных школьников, и они выберут стезю ученого.
На практической части десятиклассники осуществили гибридизацию комнатной фиалки, пересаживая растение при помощи метода опыления.
Подобные семинары-практикумы не только помогают ребятам разнообразить учебную деятельность, но и быстрее понять и запомнить пройденную тему. Об этом нам рассказали ученицы 10-А класса Анна Спиридонова и Эльвина Шишкина.
– Урок был интересным, мы узнали много нового, – отметила Анна. – Меня больше всего заинтересовала тема клеточной инженерии.
– Чтобы поближе узнать изучаемую тему, мы часто готовим презентации, – рассказала Эльвина. – Выступаем с ними не только в своем классе, но и на открытых уроках в начальном и старшем звеньях.
– Как правило, уроки-практикумы, или семинарские занятия, проводятся в конце больших тем учебного курса, – пояснила Валентина Ивановна. – Обсуждение селекции для учеников не совсем интересно, поскольку этот метод нельзя «потрогать и посмотреть». Поэтому на уроке я постаралась увлечь ребят работой, в которой бы они сами смогли поучаствовать. Занятие также является профориентационным, ведь в 10 классе большая часть учеников обучается в профильной группе. Юноши и девушки планируют связать свою жизнь с биологией или медициной, а сегодня они узнали о новых профессиях в научной области. Если дети заинтересуются исследовательской работой уже в школе, то они возможно продолжат ее и в дальнейшем.
Саша ИНИНА