Медиатор и школьные медиативные службы. Думаю, не многие из нас знают, о чем идет речь. Оказывается, медиатор – это специально обученный человек, который выступает посредником между конфликтующими сторонами, помогая им достичь взаимовыгодного соглашения.
В школах – это своеобразные службы примирения, которые курируют педагоги-психологи. Их задача – содействовать предотвращению и разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы.
А конфликты бывают разными: между педагогом и учеником, учителем и родителем, между школьной администрацией и преподавателями, и т. д. И каждый конфликт имеет свои причины, свои методы, свои подходы к урегулированию.
Об этом говорилось на заседании круглого стола «Применение современных практик медиативных технологий», которое прошло 1 марта в школе № 6. В нем приняли участие педагоги-психологи, социальные педагоги образовательных учреждений Радужного. Вела мероприятие руководитель муниципальной психологической службы города, педагог-психолог СОШ № 6 Вита Ерохина. Перед коллегами выступили восемь докладчиков, которые поделились своим опытом и наработками в данной области.
Комментируя целесообразность такого рода мероприятий, Вита Витальевна отметила:
– Конфликты в школе – это актуальная проблема, которую можно рассматривать с разных позиций, ведь в образовательных учреждениях мы не только обучаем детей, но и воспитываем, формируем их. И то, какой личностью ребенок выйдет из школы, во многом зависит от нас, насколько правильно мы настроили его на определение жизненных позиций и приоритетов.
Перед участниками круглого стола выступила директор СОШ № 6 Елена Трофименко. Она отметила важность работы педагогов-психологов в деятельности школ и пожелала им успехов.
В ходе заседания докладчики представили свои взгляды на проблему школьных конфликтов. Очень интересной оказалась презентация, в которой подробно разбирались конфликтные типы личности и давались советы, как находить общий язык со всеми. Одна из педагогов-психологов рассказала об обучении в ее школе учителей, в том числе классных руководителей, методикам разрешения конфликтов с учениками и родителями. Педагогам, предварительно выслушав их проблемы в общении с детьми, не просто предлагают действенные советы, а учат применять их на практике. После таких занятий учителя начинают по-другому смотреть на «неудобных» учеников, терпимее относиться к гиперактивным и непослушным мальчишкам и девчонкам, эффективнее выстраивать работу с ними.
Участников круглого стола также познакомили с одной из методик, помогающих педагогам справиться с профессиональным выгоранием. Этот вопрос тоже требует особого внимания.
В заключение мероприятия собравшиеся обсудили идею обучения добровольных помощников из числа старшеклассников медиативным навыкам. Такие учащиеся должны пользоваться авторитетом у сверстников и помогать медиативным службам сглаживать конфликты в школьных коллективах. Предложение было решено более детально проработать. Все представленные на заседании презентации станут доступны педагогам-психологам, социальным педагогам Радужного для ознакомления.
В интервью нашему изданию Вита Витальевна подчеркнула, что подобные мероприятия по обмену опытом станут регулярными:
– Новые технологии по медиативным восстановительным программам дают нам возможность благоприятно решать все конфликтные ситуации, возникающие в образовательных учреждениях. Конечно, конфликты в школах были, есть и будут, но служба медиации поможет ребятам, педагогам, родителям и администрации находить оптимальные решения по их урегулированию.
Светлана ВАСИЛЬЦОВА