«Пришествие культуры совпадает с рождением интеллекта», – эти слова французского культуролога Клода Леви-Строса стали девизом XI Музейной краеведческой конференции учащихся «Юный исследователь в музее», посвященной Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России.
На конференции, которая проходила в эколого-этнографическом музее, участники представили результаты своей научно-исследовательской деятельности за 2021-2022 учебный год. Традиционно она прошла по трем направлениям: изучение культурно-исторического наследия Югры, изучение материальной и духовной культуры коренных народов Севера, изучение и охрана природного наследия.
– Мы благодарим наших юных исследователей за то, что им небезразлична история своей семьи, своего края, своей малой родины, – отметила заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Мария Стрельцова. – Георгий Буйняченко рассказал про семейное древо, Дарья Клинова выступила с докладом «QR-код – виртуальный гид», Илья Александров представил проект «Создание экомультфильма в технике «пластилиновая анимация», Ярослава Кравченко выяснила, какой язык является родным, Милена Крутых доказала, что валенки не так уж и стареньки, Артём Казаков познакомил с хлебным деревом Сибири, а Дарья Журавлёва представила проект «Телевидение и его место в системе искусств».
Слова благодарности хочется сказать педагогам-наставникам и родителям, потому что успехи ребят – это и их заслуга.
Культура охватывает такие значимые стороны жизни, как язык, историю, образование, науку, религию, искусство, литературу, музыку – всё то, что призвано сохранять и обеспечивать духовное развитие народа.
Работа учащейся 9 класса СОШ № 4 Ярославы Кравченко была посвящена возможности каждого народа, даже самого малочисленного, реализовать свое право на сохранение и развитие языка как части культуры.
– Язык народа ханты стоит на грани исчезновения, – считает Ярослава. – Большинство представителей этого народа либо слабо говорит на родном языке, либо вовсе его не знает. Я выяснила это во время проведения опроса. К примеру, мой одноклассник по национальности ханты, и на вопрос, какой язык является его родным, он ответил, что русский. Меня глубоко затронула эта проблема, и я задалась целью изучить причины такой ситуации. Ведь в округе ведется колоссальная работа по сохранению исчезающих языков коренных народов Севера, но, тем не менее, они находятся на грани вымирания. Считаю свой проект долгосрочным и буду дальше над ним работать.
Ученик 3 класса СОШ № 5 Георгий Буйняченко защищал проект «Семейное древо». Большую помощь ему в этом оказала его мама.
– Полгода мы с сыном трудились над проектом, – поделилась Лидия Буйняченко. – В исследовательской работе поставили перед собой цель – узнать больше о своих родных и предках, семейных традициях, а также составить генеалогическое древо семьи, включая женскую и мужскую линии. Я думаю, что почти каждый человек хоть раз задумывался, откуда появилась его фамилия, почему родные выбрали именно данное место проживания, какие необычные истории происходили в семье, а, возможно, и знаменитые исторические личности являлись членами рода фамилии. Создание семейной родословной – это непростое, но очень увлекательное дело. Мой сын заинтересовался историей нашей семьи, которая неразрывно связана с историей страны. Он много общается с прабабушкой Татьяной Григорьевной Шокаленко, которая поделилась интересными фактами.
Хочется надеяться, что приобщение к культуре, традиционным духовным ценностям никогда не потеряет своей актуальности, а участие в ежегодной конференции придаст дальнейший стимул юным исследователям в огромном мире науки.
Елена ПРЕДЕИНА