В Радужнинской школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья внедряют новые формы работы с детьми. Здесь реализуют творческий социально-исследовательский проект «Радужный улей».
Цель – не просто дать ученикам среднее образование, но и обучить столярному делу, швейному искусству и даже азам пчеловодства, чтобы выпускникам было легче трудоустроиться после школы и самореализоваться. Проект стал итогом коллективной работы педагогов учебного учреждения.
Немаловажную роль в зарождении и реализации идеи сыграл Мидхат Хасанов – общественник, экологический активист и вице-президент Тюменского общественного фонда имени Муравленко. Мидхат Равилович старался привлекать учеников к экологическим акциям: они мастерили и развешивали кормушки для птиц, в зимнее время бурили лунки на озерах, участвовали в уборке прибрежных территорий и т. д. Всё это проводилось в форме экологических уроков. А параллельно ребята узнавали, как выращивать грибы, ягоды, кедры, как беречь и сохранять уникальную природу Севера. Поскольку Мидхат Хасанов еще и воплощает в жизнь проект «Спасем сибирскую пчелу», вместе с директором Радужнинской школы для обучающихся с ОВЗ Михаилом Солопом они решили привлечь к этому увлекательному делу учеников.
Под руководством мастера профессионального обучения Андрея Глушака мальчишки из школьного конструкторского бюро «Кубик-рубик» и экспериментальной лаборатории «Добродел» разработали чертежи и техническую документацию для изготовления ульев, подготовили необходимые материалы.
– Думаю, ребята справятся, – уверен педагог. – Это ученики 10-11 классов. Они получают профессию столяра. А если что-то не получается, всегда есть возможность исправить.
К концу учебного года должны быть сделаны несколько домиков для пасеки. Кстати, я побывала в мастерской и увидела экзаменационные поделки ребят – не каждый взрослый может изготовить такие изделия.
Девочки из творческой группы мини-ателье «Белошвейка» (учитель О. И. Рубан) сшили костюм пчеловода. А обучающиеся 11 класса (педагог А. Нестерова), вдохновленные медовой темой, изготовили набор для чаепития. Он состоит из чайного домика в форме улья для хранения чайных пакетиков и баночки для меда. Дети, занимающиеся в школьной лаборатории здорового правильного питания «Удивительный продукт» (руководители Г. Хабибулина, С. Минина, Н. Компаниец), составили мини-книгу рецептов приготовления блюд и выпечки с использованием меда. В школе также проводятся различные мероприятия: викторины, беседы, доклады, мастер-классы и многое другое, с помощью которых ребята ближе знакомятся с историей и тонкостями пчеловодства, узнают полезную информацию об этих уникальных насекомых, а также о свойствах меда и продуктов пчеловодства. В актовом зале учебного заведения развернута экологическая выставка поделок учащихся «Ай да пчелки!» На ней представлены работы мальчишек и девчонок, выполненные в технике мозаики, папье-маше, аппликации, пластилинографии и т. д. И в каждую вложено много труда, старания и ребячьей фантазии.
Опыт показывает, что такая форма профориентационной работы расширяет знания учащихся о мире профессий и специальностей, помогает найти свое место в жизни, прививает любовь к природе родного края.
– Я пытаюсь увлечь молодежь пчеловодством, экологической работой, чтобы отвадить ее от подворотен и подвалов, – говорит Мидхат Хасанов. – Кто будет подавать нашим потомкам пример бережного отношения к природе, если не мы? Не нравоучения нужны, а конкретные поступки.
Саша ИНИНА