Этой осенью в силу вступил закон, запрещающий продавать алкоголь в жилых дворах и вблизи детских площадок. В Югре, по предварительным данным, это коснулось более 200 магазинов. С 1 сентября такие точки должны были прекратить торговать алкоголем, а до конца месяца – подать заявление об исключении из лицензии. В противном случае им будет грозить приостановление деятельности.
Наливайки, пивнушки и алкомаркеты последние 10 лет уверенно захватили жилые комплексы. Так, в Радужном купить напитки покрепче можно по пути домой практически в каждом микрорайоне. Причем, часть из таких торговых точек расположена прямо во дворах, где играют дети. И именно там собираются компании, которые этот алкоголь, к неудовольствию жителей, распивают.
– Закон этот рождался не просто так. У нас еще в 2017 году были массовые обращения по поводу выноса объектов за пределы городской черты. Тогда общественное обсуждение велось тоже очень широко и публично, – отметил начальник управления лицензирования Департамента экономического развития Югры Виталий Костин. – В итоге было принято решение о нецелесообразности такого шага.
Обращения в адрес органов местного самоуправления продолжали поступать. Звучали они и во время встреч губернатора Югры с жителями населенных пунктов.
Одно из обращений было от ветерана труда России из Нижневартовска. Он жаловался на то, что в соседнем доме открылся магазин, где продают алкоголь. Со всего города приезжают покупатели, днем и ночью собираются у подъездов, мусорят, шумят – невозможно открыть балконы, постоянно слышна ругань. Уже неоднократно вызывали полицию.
В итоге в 2020 году закон был принят, правда, в силу вступил только спустя 2 года. Как оказалось, не все предприниматели успели к нему подготовиться, и не все оказались согласны с некоторыми пунктами.
Однако близость детских площадок – не единственный критерий. Именно это и вызвало вопросы у предпринимателей. Ведь даже если в пределах допустимого расстояния нет игровых зон, но магазин находится в жилом доме, продавать там алкоголь нельзя. Исключение – магазины, вход в которые для посетителей находятся со стороны красных линий улично-дорожной сети.
А что же такое эти красные линии? Давайте условно поделим город на микрорайоны, со всеми их внутриквартальными проездами. Красные линии – это линии улично-дорожной сети. Только на этих красных линиях необходимо размещать магазины, в которых, в свою очередь, можно продавать алкогольную продукцию. Причем, эти магазины должны выходить именно на дорогу, а не на дворы и не на жилые подъезды.
– Формулировка закона, а конкретно пункт 5, «бьет» по магазинам розничной торговли, – подчеркнул Виталий Костин. – Мы предлагаем предпринимателям пока поработать без алкоголя. Все понимают, что их прибыль «просядет». Возможно, какое-то время магазины будут работать в минус или себе в убыток, но мы стараемся этот процесс как можно быстрее запустить, чтобы внести корректировки в формулировку.
А между тем, новый закон затрагивает действительно много предпринимателей Радужного. Причем, не только тех, кто специализируется на продаже алкоголя, как известные торговые сети, но и тех, кто, поставив пару столиков и назвав свое заведение «кафе», продает напитки покрепче круглосуточно, в том числе и привычные жителям продмаги у дома.
Тем временем, в торгово-промышленной палате Югры продолжают собирать обращения предпринимателей и рассматривать частные случаи, чтобы в дальнейшем можно было начать обсуждение возможных корректировок в законе, чтобы и малый бизнес поддержать, и убрать из дворов шумные наливайки.
По материалам ОТРК «Югра»