Российские банки стали приостанавливать переводы клиента между своими счетами, ссылаясь на подозрительную операцию и активность мошенников. Клиенты как минимум шести крупных банков столкнулись с блокировкой переводов на свой же счет в другой кредитной организации. Десятки таких отзывов появились на «горячей линии» Банки.ру во второй половине 2024 года и начале 2025-го.
Ограничения связаны с изменениями в законодательстве, которые ужесточили требования к денежным переводам. Однако эксперты считают, что дело не только в новом законе, но и в намеренном использовании его механики для «удержания» вкладов.
Даже переводы между собственными счетами клиента в разных банках могут быть приостановлены, если, например, речь идет о крупных суммах, превышающих обычные транзакции, или если время между закрытием вклада и переводом средств слишком короткое.
Изменения в законодательстве вступили в силу с 25 июля 2024 года. С этого времени банки должны приостанавливать на два дня или отклонять подозрительные переводы, если они соответствуют признакам мошенничества.
«Но если клиент будет настаивать на переводе, то есть даст согласие на него или совершит повторно, тогда кредитная организация должна его осуществить», — ранее указывали в пресс-службе ЦБ.
Однако это не касается случаев, когда сведения о получателе денег содержатся в базе данных Банка России. Указанный реестр — это своего рода «черный список» тех, кто связан с мошенничеством. Если банк нашел в нем своего клиента, он вправе блокировать доступ к онлайн-банкингу и платежным картам.
«Если через два дня клиент банка не передумает и будет настаивать на переводе человеку, чьи данные содержатся в реестре, то принимает ответственность за эти действия на себя», — пояснили в ЦБ.
В обратном случае, если банк не приостановит перевод на подозрительный счет, ему придется вернуть всю украденную мошенниками сумму в течение 30 дней.
«Еще и поэтому кредитные организации, что называется, перестраховываются», — считают эксперты.