Медиахолдинг "Новости Радужного"

Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Search in posts
Search in pages

Худшими врагами человека являются невежество, незнание и полузнание

«Общие духовные ценности» – такова тема диалога, который состоялся в конце сентября в студии телекомпании «Новое время – Радужный». Гостями передачи стали представители православной и мусульманской религиозных организаций города – протоиерей Сергий Наздеркин и имам-хатыб Муса Белгороев. Они ответили на актуальные вопросы и рассказали о взглядах ислама и православия на проблемы современного общества.

Вначале разговор зашел о том, что сближает эти мировые религии. Отец Сергий отметил, что Священные Писания как христиан, так и мусульман включают в себя Ветхий Завет.

Если говорить о догматах, то у христиан свое понимание Бога, свое богословие. Однако все традиционные религии направлены на созидание. Они все предполагают одну важную составляющую – нравственную. Похожих аспектов, касающихся нравственных норм, между православием и исламом – очень много.

В свою очередь, имам Муса Белгороев подчеркнул, что Коран и Библия являются небесными писаниями, исходящими от Бога; в них совпадают много заповедей:

– В этих религиях есть строгие правила, по которым следует жить человеку: «не убей», «не укради», «не прелюбодействуй», «не злословь» и т. д. Мы, мусульмане, относимся к христианам и иудеям как к людям Писания. Схожие догматы объединяют нас в один человеческий социум. Согласно исламу, для Бога не имеет значение бедный ты или богатый, во что одет и как выглядишь. Самый почитаемый у Всевышнего – благочестивый и богобоязненный человек. И это объединяет учения наших религий.

Муса Хасанович также дал объяснение, что значит для него служение Богу:

– Прежде всего, это следование велениям и запретам Всевышнего, которые обозначены в Коране. Свое служение я должен подкреплять не только словами, но и делами. Исполнять определенные религиозные обязательства: молитвы, пост и т. д. Имам – это не работа, а образ жизни. Я не только в мечети должен показать себя с лучшей стороны, но и в повседневной жизни: семье, быту, общественной деятельности…

Затем Сергий Наздеркин и Муса Белгороев рассказали о том, как пришли к вере, почему выбрали для себя путь религиозных деятелей.

– Я рос обычным мальчишкой, занимался спортом, – вспоминает протоиерей Сергий. – Готовился к службе в армии после школы. Однако из-за проблем со зрением меня не взяли. Пошел работать. Однажды дядя позвал в поездку по православным святыням Тобольска – величественного старинного города, духовного центра Сибири. Там гостей встретил ныне покойный иеромонах Макарий, который предложил мне поступить в Тобольскую духовную семинарию. А, надо сказать, к вере я пришел в уже сознательном возрасте – в 18 лет. После того, как два года посещал храм в своем городе, принял судьбоносное решение. Причем, тогда еще не мыслил себя священником (многие выпускники семинарии идут в монахи или продолжают учебу в светских вузах). На четвертом курсе стал диаконом, затем принял священство. А после окончания учебного заведения получил распределение. Стоит отметить, что в семинарию идут не только после школы. Со мной училось много офицеров и вообще молодых людей с уже сформировавшимся мировоззрением. И каждый пришел к вере своей дорогой.

А вот Муса Хасанович вырос в религиозной семье. Его родители были набожными людьми.

– В раннем детстве отец отдал меня для получения начального мусульманского образования к одному старцу (в то время медресе и исламские вузы еще не работали свободно), – поведал Муса Белгороев. – Было очень тяжело, так как заниматься приходилось по вечерам. По достижении совершеннолетия пошел служить в армию. Демобилизовавшись, работал в строительных бригадах в центральной России. Затем приехал в Радужный. В 1998 году на общем собрании верующих мне предложили стать председателем общины мусульман города. Я долго сомневался, ведь это большая ответственность. Однако люди поддержали меня. С тех пор духовная деятельность стала смыслом моей жизни.

И мусульманская, и православная общины ведут активную работу с молодежью. При православном приходе храма в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского действует детская воскресная школа. После нее многие ребята вступают в молодежное движение «Югра молодая православная».

– За годы моей службы в Радужном порядка 6-7 мальчишек из воскресной школы, повзрослев, стали священнослужителями и служат сейчас в разных городах России, в том числе и нашей епархии, – говорит протоиерей Сергий. – Интерес к религии у молодежи есть.

Не все выпускники выбирают в дальнейшем духовную стезю, и не все поступившие в семинарию оканчивают ее (учиться там довольно сложно). Однако заложенные в них с детства духовные ценности, безусловно, очень важны и дают жизненные ориентиры.

– Меня радует, что много молодых ребят из числа прихожан мечети тянутся к Богу. Хотят быть ближе к Всевышнему благодаря праведным делам, – признается имам Муса Белгороев. – Большинство после школы разъезжается по разным городам России. Я часто слышу, что они женились, воспитывают детей, стали достойными и уважаемыми людьми. И у нас в многонациональном городе все живут в мире и согласии. В этом достижении есть частичка и моей работы.

Зашла речь и о межнациональном согласии, которое достигнуто в Радужном. Рецепты мирной совместной жизни народов и в исламе, и в христианстве схожи.

– Здесь не нужно читать никаких энциклопедий, – уверен имам-хатыб. – Относитесь к людям так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Так учил пророк Мухаммед. Сосуществование разных народов и конфессий украшает жизнь. Мы изучаем другие обычаи, традиции, культуру, интересуемся религией… Это обогащает нас духовно.

Протоиерей Сергий отметил, Бог не делит людей по национальным признакам, а межнациональный вопрос во многом раздувается искусственно. Для того чтобы понять чужую культуру, нужно уважать и хорошо знать свою. Необходимо бороться с радикализмом во всех его проявлениях. Он сеет вражду. К сожалению, экстремисты всех мастей любят прикрываться религией.

– Неправильные дела и поступки проще всего маскировать религиозной терминологией, – пояснил Сергий Наздеркин. – А люди, которые не разбираются глубоко в своей вере, начинают воспринимать политические игры как ниспослание Бога.

– Ислам всегда призывал к умеренности и равновесию во всем, – поддержал собеседника Муса Белгороев. – Большая часть людей, которые следуют за экстремистами, не знают и не понимают суть религии. Ими просто пользуются в корыстных целях. Худшими врагами человека являются невежество, незнание и полузнание.

Имам также призвал родителей и представителей старшего поколения уделять больше внимания детям, учить их нравственным ценностям и ориентирам. Ведь мировоззрение человека закладывается именно в начале нашей жизни. Особенно это актуально в XXI веке, когда дети много времени проводят за компьютерами, гаджетами. Однако не следует и «шпионить» за ними, чтобы не потерять доверие и уважение.

В свою очередь, религиозные деятели Радужного стараются вести просветительскую деятельность среди самых маленьких горожан, подростков и молодежи. Посещают детские сады, школы, молодежные объединения. Читают лекции, отвечают на вопросы, ведут беседы. Своим примером они показывают, как могут взаимодействовать представители разных вероисповеданий.

Светлана ВАСИЛЬЦОВА