7 февраля в третьей школе прошел необычный урок, на котором ребята из 7-В класса открыли для себя новый мир – мир науки. Он не оказался скучным, сложным, полным зубрежки, учебных пособий, бесконечных правил, законов и формул, а, наоборот – предстал захватывающим, потрясающе интересным и многогранным.
В этом мире фантастика превращается в реальность, а будущее творится у нас на глазах. В рамках классного часа «Разговоры о важном» школьников познакомили с историей научных открытий, которыми пользуется человечество, и перспективными технологиями, разрабатываемыми российскими и зарубежными учеными. Тема была выбрана неслучайно: 8 февраля в нашей стране ежегодно отмечается День российской науки. А вызывать к ней интерес необходимо именно со школьной скамьи.
Учитель информатики Елена Мигодина рассказала семиклассникам о том, какие технологии были заимствованы учеными у животных и растений. Знаете ли вы, что костюм-крыло был подсмотрен у белки-летяги; эффект лотоса взят учеными за основу при создании водоотталкивающих материалов; застежка-липучка появилась благодаря репейнику? А вот прообразом олимпийских костюмов для пловцов послужила кожа акулы… И таких примеров очень и очень много. Ведь на свете нет никого изобретательнее, чем сама природа.
Затем подросткам предложили ответить на вопросы и определить, какие технологии уже существуют, а какие ждут своего часа и гениальных ученых. И здесь остается только удивляться достижениям. Оказывается, уже существуют технологии передачи информации через свет: например, интернет можно раздавать с помощью светодиодных лампочек. А электромобиль – заряжать от дорожного покрытия прямо во время движения с помощью «умных дорог».
Поближе познакомиться с этими и другими не менее интересными фактами мальчишек и девчонок пригласили на сайте «наука.рф». Там собрана основная информация о главных новостях, инициативах, проектах и мероприятиях в честь десятилетия науки и технологий. На сайте также выставлены научно-популярные фильмы, в которых ведущие российские ученые интересно и доступно отвечают на сложные вопросы.
Ребятам показали видеоролик, подготовленный в рамках проекта «Встреча с интересными людьми». В нем президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук отвечает на вопросы детей. Известный ученый-физик объясняет, кто такие ученые, почему он выбрал для себя именно эту стезю и многое другое.
Возможно, то, что увидели и услышали школьники на уроке, тоже вдохновит их заняться наукой. К примеру, Тогрул Мамедов уже загорелся этой идеей.
– Я узнал для себя много нового и сделал выводы, кем хочу стать, – признался семиклассник. – Возможно, пойду в медицину, чтобы изобрести новый препарат от серьезных болезней.
Стоит отметить, что учебные и познавательные материалы для таких уроков готовятся на федеральном уровне.
– Очень важно, что Министерство просвещения разработало комплекс методических рекомендаций в помощь классным руководителям и педагогам для проведения занятий, – отметила заместитель директора МБОУ СОШ № 3 Татьяна Носова. – Поэтому сегодня школьники могут не только услышать о научных открытиях и современных ученых, но и посмотреть интересные видеоролики, презентации на данную тему. Радужный – город небольшой. Здесь нет институтов или научных центров, поэтому подобные уроки очень полезны для наших детей в плане дальнейшей профориентации и интеллектуального развития.
Светлана ВАСИЛЬЦОВА