Батальонный водитель с позывным «Орел» не особо похож на гонщика «Формулы-1». Он спокоен, без излишней импульсивности, не публичен и даже скромен. Но «тапок в пол» вдавить может профессионально.
В мастерстве «Орла» убедилась съемочная группа корпункта медиахолдинга «Югра» в ДНР. Потрясло журналистов в УАЗе, пока они добирались на передовые позиции, неслабо. Но тут, как говорит «Орел», или жить, или погибать.
Помните, как в песенке фронтового шофера: «Мы ж не позабудем, где мы жить ни будем, фронтовых изъезженных дорог…» Да и как их забыть: каждая вылазка сопряжена со смертельной опасностью. Донбасс – территория шахтерская, где шахты – там и терриконы, отвалы породы, выбранной из земли. Каждый отвал – естественная возвышенность, а значит, если это территория противника, естественная огневая точка. Вот и приходится на некоторых участках грунтовых дорог не ехать, а буквально лететь. Кто ездил на «буханке» с такой скоростью по «грейдеру», тот поймет и «Орла», и его пассажиров. Хоть и пробиваешь головой потолок (благо каска надета), но зато от ПТУРа или дрона-камикадзе есть возможность увернуться.
– Вон видите – дымит, это прилет, вон еще один. Недавно было – засекли с того лысого террикона, ударили из миномета. Метрах в ста за мной прилетело. Им ведь за счастье охотиться за нашей техникой – это такой психологический прием. Если подбили машину с продовольствием, с водой, значит, нашим на переднем крае уже тяжелее будет, в том числе и морально, что мы все время под прицелом. Бывало и такое – разбивало наши машины. Поэтому надо максимально быть готовыми ко всему, – говорит «Орел».
Глаза – это жизнь для водителя. У него и позывной такой, потому что отлично видит даже в темноте, когда приходится ездить с выключенными фарами и только с прибором ночного видения. А то и без него. Однажды чуть не врезались на ночной дороге в подбитые накануне дроном-камикадзе две наши машины – «УАЗик» и «шестерку».
– Спасло то, что как-то блеснули стекла. А то врезались бы – скорость-то большая! Вообще, здесь удача нам всем очень необходима, – улыбается одними глазами «Орел».
Как-то раз очень повезло соседям – подразделению армии ДНР. Ребята на машине по ошибке заехали туда, откуда обычно не возвращаются, – почти вплотную к позициям ВСУ. Просто счастье, что их или приняли за своих, или просто не поняли такой дерзости и не открыли огонь.
Раненых возить с передовой в госпиталь – тоже задача батальонного водителя, «Орел» помогает и взводу эвакуации.
В общем, вся жизнь на колесах. И каждая проселочная дорога становится практически родной – до каждого сантиметра обочины, помеченной саперами как разминированная. Обычно от края проезжей части это где-то по метру, а дальше – смертельная опасность. Вся полоса соприкосновения сейчас в минных полях и глубоко в тылу, на территориях, которые с боями стали нашими, таких «подарков» – тысячи.
Добраться в тыл и добраться на передовую – уже облегчение. В тылу дороги не простреливаются, а на передовой все прикрыто маскировочными сетями – а это уже гарантия от того, что не прилетит.
Особая грань работы батальонного водителя – ремонт своего железного коня. Спустя 80 лет УАЗы – «козлики», «буханки» и новые инжекторные их разновидности, а также пикапы «Патриот» – пришли на смену героям Великой Отечественной – надежнейшим полуторкам. УАЗы по праву стали машинами специальной военной операции еще и потому, что тысячами приходят на передовую из различных уголков нашей страны, в том числе из Югры. Подремонтировав, их передают на фронт охотники, рыбаки, лесники, грибники и ягодники. Потому что это надежная машина, которую, как смеются водители, в любых условиях можно починить с помощью «кувалды и такой-то матери».
…Он совсем еще молод, этот парень из Ханты-Мансийска. Но рассуждает как опытный водитель (хотя на передовой для шофера, наверное, день идет за три) и как повидавший жизнь человек.
– Я не боюсь, когда еду один. Хотя, конечно, везу и продукты, и воду, и снаряды, и все необходимое для обустройства наших позиций. Даже если попадут по мне и погибну, не боюсь. Страх возникает, когда в машине пацаны – бывает такое, что везешь пять-шесть человек. Боюсь, чтобы не прилетело именно в этот момент, ведь они должны вернуться домой живыми, – «Орел» вздыхает и напряженно всматривается в дорогу перед собой.
А сколько их еще будет, таких дорог… Парням идти до победы. И что тут еще скажешь лучше, чем сказал в свое время И. Бродский: «Да будут метели, снега, дожди и бешеный рев огня, да будет удач у тебя впереди больше, чем у меня…»
Удачи тебе, «Орел»!