В чем уникальность Югры, как привлечь туристов, и как выставка «Россия» помогла регионам стать узнаваемыми – об этом на площадке экспертного клуба «Новостей Югры» поговорили представители власти с югорскими предпринимателями.
Выбор пал на философию
Мы поговорили с создателями югорской экспозиции на выставке «Россия» и с местными предпринимателями, которые работают над позиционированием округа. Они уверены, что выставка «Россия» стала инструментом, который позволит россиянам больше узнать о регионах нашей огромной страны и о продукции, которую изготавливают в них. Как рассказала заместитель директора Департамента экономического развития Югры Джумагуль Киримлидис, когда только началась подготовка к выставке, на помощь пришли креативные предприниматели.
– У нас было две идеи, как показать Югру. Первая – через буквы «Ю» или «Х», которые ассоциируются с Югрой, Ханты-Мансийском. На выставке многие регионы воспользовались именно этим вариантом – обыграли первую букву своего субъекта. Второй вариант был с более глубоким смыслом – показать наши большие природные богатства. Не только нефть и газ, но и реки, болота, леса. Это и есть наш бренд. И это круто, что наши реки такие зигзагообразные, петляющие, завораживающие. Представители креативных индустрий начали разрабатывать эту идею. Им удалось эту мысль, философию донести до людей через конструкции на стенде Югры. В музее мы представили наши богатства – камни, недра, водные биоресурсы. Второй момент: мамонт – наша визитная карточка, – добавила Джумагуль Киримлидис.
Югра на выставке рассказала о крупных инфраструктурных проектах: особой экономической зоне в Нягани, научно-технологическом центре «Юнити Парк», мосте через Обь в районе Сургута, масштабном перинатальном центре. Заместитель генерального директора Фонда развития Югры Игорь Усатый отметил, что в наш стенд заложили слоган «Увидеть Югру – влюбиться в Россию»:
– В новейшей истории, наверное, никто из нас не припомнит такого масштаба выставки, где все регионы и крупнейшие компании под одной крышей говорят про свои достижения и про то, как они хороши, что в них есть нужного, важного, интересного, почему туда стоит приехать в путешествие, работать или остаться жить навсегда. Если говорить про смысл, нам важно было заложить слоган «Увидеть Югру – влюбиться в Россию». За этой фразой скрывается очень многое: комфорт наших городов, гостеприимство, это визитная карточка России. А в содержательной части мы уже описывали все достижения региона, и к этому мы тоже тщательно подходили. Каждый пункт проходил оценку правительства и губернатора региона.
Какая она – наша Югра
Эксперты считают, что выставка «Россия» – это еще один инструмент, который откроет россиянам нашу страну и привлечет путешественников в регионы.
– Как оказалось, многие еще не знают, что у нас есть горы – Приполярный Урал, или что у нас на месторождении Додо есть пещеры с уникальными снежинками, которых нигде больше нет. Вот такие фишки – их очень много в каждом регионе, и выставка «Россия» – это как раз один из очень хороших поводов и инструментов для того, чтобы открыть жителям России свою страну. Пока сложно говорить о цифрах и оценить поток, сколько мы привлекли и привлечем туристов благодаря участию в выставке «Россия». Но в том, что он кратно увеличится, и мы пробьем потолок в миллион туристов в год, здесь есть полная уверенность, – сказал Игорь Усатый.
Югра на выставке ярко раскрывает еще один наш бренд – «Новогодняя столица Сибири». В первый же день работы «России» на нашей экспозиции гостей встречали Дед Мороз и Снегурочка. Такой интерактив «зашел» на ура. Мы одними из первых начали отправлять открытки с нашими видами, запустили новогоднюю почту, и ящик переполнился буквально за два дня. После нас все регионы повторили на своих стендах такую активность. На выставке есть маркет, где можно купить продукцию региональных брендов. Из югорских здесь – косметика «Тайганика», платки ручной работы Алены Черкашиной, керамика «Ас-Аланг», одежда «Сури» и «Ёмас».
– Каждую вещь подтверждали сертификатами соответствия ГОСТу, декларациями, предварительно проходили осмотры на безопасность – это высокая ответственность. Нам сразу сказали, что у регионов будут квоты, потому что зона маркета небольшая, а брендов у субъектов много. Но мы поучаствовали также в ярмарках, на которые Югра привезла рыбу, дикоросы, мармелад, иван-чай и многое другое. А в павильоне «Дом российской кухни» с успехом прошел гастрофестиваль, где россиянам дали возможность попробовать Югру на вкус, – отметила Джумагуль Киримлидис.
Есть туристы – есть продажи
На выставке «Россия» побывал и наш бренд «Этника». Его основатель Николай Андрейченко рассказал, что главная миссия компании – продвижение культуры народов Севера – ханты и манси – через натуральные полезные продукты. С 2019 года в Югре выпускается мармелад и шоколад с сибирскими ягодами и орехами. С каждым годом расширяется география сбыта, и товарооборот компании увеличивается на 50–70%. Рост продаж Николай Андрейченко связывает и с туристической привлекательностью региона:
– Наши стилизованные под чум стойки с надписью «Попробуй Югру на вкус» есть в 50 гипермаркетах Югры и ЯНАО. Когда импортные изготовители ушли с рынка, люди стали чаще замечать местное. Туристический поток прямым образом влияет на продажи. Когда в Ханты-Мансийске проводятся крупные мероприятия, фестивали, форумы, то их участники – это наши основные клиенты. Они покупают у нас гастрономические сувениры и полезные сладости. В конце 2022 года мы переехали в новый цех и начали проводить экскурсии на производство – своеобразный промышленный туризм. Формируем группы по 20 человек, устраиваем дегустации, людям очень нравится. Школьники из Нягани, Югорска, Советского к нам приезжали, говорят, у нас интереснее, чем в музеях, так как можно попробовать.
Руководитель рекламно-производственной компании «Фаворит» Илья Соколов отметил, что на его бизнес тоже влияет количество мероприятий, проводимых в Югре.
Мы занимаемся подготовкой площадок, выставок, оформлением мероприятий. Наша сфера не напрямую связана с туристами. Но мы замечаем, что люди, которые приезжают на одно мероприятие в Югру, например, на биатлон, зачастую не знают, чем еще можно заняться в округе, так как туризм у нас отчасти «труднодоступный», – сказал эксперт. Он добавил, что нужно больше рассказывать о наших уникальных маршрутах, сделать эту информацию доступной.
– Я бы подразделил туризм в Югре на две части: событийный – который представлен на очень хорошем уровне, мы видим беспрерывно устойчивый поток гостей, и въездной – в этой части мы находимся на зачаточном уровне, – высказался предприниматель Андрей Корепанов. – Людям очень интересна локальность. Сейчас в топе – Дагестан, Якутия, Бурятия, Чечня – это регионы, которые максимально отличаются от других, людям интересно туда приехать, посмотреть вот эти отличия от привычного образа жизни. Нам не надо становиться на кого-то похожими, нам надо развивать свою локальность.
По его мнению, главные интересы туристов в Югре – это коренные народы, история, этника и природные богатства. В связи с этим он предложил развивать туры на стойбища и поддерживать рестораны сибирской кухни.
– Еще одно важное направление – трудовой подвиг жителей Севера, начиная со времен первых русских поселенцев, подвиги наших дедов во время Великой Отечественной войны и то, что мы сейчас активно развиваем, – открытие нефтегазовой отрасли. Это то, что нас отличает. Все остальное, наверное, есть в других регионах, – отметил Андрей Корепанов.
Как сказал генеральный директор Ханты-Мансийской сувенирной фабрики Максим Беленков, когда-то регион сделал упор на событийный туризм, а сейчас надо скорректировать эту стратегию, сделать что-то постоянное.
– Мы будем совместно развивать бренд Югры и делать все возможное для его улучшения. Как мне кажется, для этого нужен некий исполнительный орган, который будет принимать идеи от жителей нашего округа, от предпринимателей, которые занимаются развитием индустрии, от туристов. Они должны всю информацию принимать, обрабатывать предложения и самые полезные реализовывать, – подчеркнул предприниматель.
Эксперты предложили разработать и распространить в ресторанах и отелях буклеты с информацией о туристических объектах в Югре, музеях, достопримечательностях и местах, где можно купить сувениры и отведать сибирскую кухню, а также поддерживать местных блогеров, которые будут рассказывать о Югре в социальных сетях.
P. S. Значимым событием станет то, что международная выставка-форум «Россия» продлевается до 8 июля. Это прекрасная возможность приехать тем, кто еще не успел там побывать. Кроме того, это и новые возможности, которые открывает летний формат, такие, как открытое пространство, спортивные и культурные мероприятия.
Лолита ГАЛЬТ,
ugra-news.ru